СИМВОЛ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ РЕРИХОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ
(А.В.Владимиров, 18 июня 2025)
Сторонним наблюдателям, да и многим участникам движения может казаться главным основанием Рериховского движения — Николай Рерих, его путь и личность, совместно с Еленой Рерих, что, собственно, и следует из самого названия движения.
Но так сложилось лишь в советский период. Само название «Рериховское движение» изредка употреблялось в довоенной переписке в среде Обществ имени Рериха в Прибалтике, подразумевало именно Николая Рериха, а затем в послевоенной России в 1970-е годы стало постепенно соотноситься и со всеми членами семьи Рериха, с Николаем Рерихом, конечно, во главе. С согласия руководства СССР был учреждён сначала Советский Фонд Рерихов, затем МЦР (Международный центр Рерихов), в Новосибирске – Сибирское Рериховское Общество (СИБРО), в Санкт-Петербурге – Музей-институт семьи Рерихов (МИСР) и др. В Нью-Йорке исторически существует Музей Николая Рериха.
Разумеется, среди последователей Учения и Рерихов есть разные направления деятельности, в том числе и связанные непосредственно с членами семьи Рерихов или непосредственно с личностью Николая Рериха. Но ни в письмах Рерихов, ни в Учении Агни Йога, ни в Тетрадях Е.И.Рерих (записи Бесед с Учителем) нет такого названия, как «Рериховское движение». Движение последователей Учения – это в первую очередь духовное движение, та область, откуда нисходят подлинные силы, надежды и вдохновения. Именно это ищет душа, дух любого человека.
Другими словами, какими бы великими деяниями и достижениями ни были отмечены действия Николая Рериха и его сыновей, но ни в книгах Учения, ни в Записях Е.И.Рерих, ни в письмах самих Рерихов персона Николая Рериха никогда не полагалась в основание того великого потока, начало которому было положено весною 1920 года словами Великого Владыки, которыми начинается Агни Йога:
Я твоё благо.
Я – твоя улыбка.
Я – твоя радость.
Я – твой покой.
Я – твоя крепость.
Я – твоя смелость.
Я – твоё знание.
Семья Рерихов, и в первую очередь Елена Ивановна Рерих, своими устремлениями, своим творчеством и совершёнными деяниями являются примером служения делу Учения Агни Йоги, делу Иерархии. Не лично Рериху или членам семьи Рерихов следует Рериховское движение, а их примеру служения Иерархии. Так в известных религиях их приверженцы главным устремлением имеют не фигуры или дела Моисея, Магомета или апостолов Павла и Петра, а то, ради чего они положили свои жизни, в связи с чем стали Проводниками и Избранниками.
Пример христианства, ислама и буддизма — вполне нагляден, и можно сравнивать, где и что в этих масштабных духовных движениях положено в основание.
Так, в христианстве есть Символ Веры и Евангелие, представление об Отце, Сыне и Святом Духе.
Для Рериховского движения, для последователей Учения — основой является почитание, устремление и следование за Наивысшим Идеалом: Великим Владыкой и Матерью Мира. И вместе с этим – само Учение Новой Эпохи, Новый Завет: книги Агни Йоги, письма Е.И.Рерих и Записи Урусвати.
Конечно, в каждом духовном движении (религии) были и свои великие пророки, и мученики, а также были великие философы и художники, прославившие веру и выразившие свою любовь и понимание Неба. Но не им, не этим замечательным провидцам, гениям и светочам посвящено главное дело массового духовного движения. Как сказано о земных опорах во второй заповеди из Библии, данной Моисею: не сотвори себе кумира. Не в этом центр духовного средоточия, а в Камне Основания.
В традиционных религиях — это ВЕРА, вера в Наивысшее, в вершину Веры – БОГ.
В христианстве, словами апостола Павла утверждается об основаниях христианской церкви: «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4), – «Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11).
В Рериховском движении, у последователей Учения — это вера, осознание и восприятие Великого Владыки и Матери Мира — Отца и Матери нашего Мироздания, Отца и Матери всего, что в известной нам Беспредельности живёт и дышит.
Что может быть превыше Их Жертвы, Даяния и Благости?!
Теософия Блаватской явила замечательный древний девиз: «Нет религии выше истины».
Агни Йога пошла дальше. Елена Ивановна Рерих в 1953 году в одном из писем фактически сформулировала Символ нашей Веры и нашего Знания.
О Великом Владыке она тогда написала:
«Всё самое Великое, самое Высокое заключается в этой Индивидуальности. Нет более высокого выражения Великой Тайны Бытия, нежели в Солнечном Иерархе, Владыке Майтрейе, Владыке Христе. Он Великий Держатель и Создатель! Он есть Всё!»
Если кратко — ОН ЕСТЬ ВСЁ!
О величии Матери Мира сказано в самом Учении:
«Почему в мире существует обычай поклонения космическим силам в минуту нужды? Почему тогда влечение к Беспредельности? Почему тогда признание так называемых сверхъестественных сил? Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую. Советую обращаться к Источнику Беспредельности не как к символу, но как к явлению Вечности, как к вечно рождающему красоту и творящему твердь. <...> Космическое Дыхание Матери Мира всепроникающе. Истинно, всё им проникнуто. Жизнь от малейших пылинок до неисчислимых величин движется и дышит этим Дыханием. Как же не осознать силу, движущую Вселенную!» (Беспредельность, 9–10).
Когда первично и крепко Основание, выраженное в СИМВОЛЕ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ, то и прочие действия, как лучи от Солнца, будут нести благо. В том числе и на поприще памятования и почитания Апостолов и Основателей Рериховского движения.