СОКРОВЕННЫЕ ЗАПИСИ УРУСВАТИ. (А.В.Владимиров, 24 апр. 2025)
Записи Урусвати
Сокровенные Записи Урусвати, сделанные Е.И.Рерих в поздние годы её жизни, в основном в 1950-е, являются вершиной и сердцем Агни Йоги.
Пути этих Записей, хранившихся после ухода Е.И.Рерих в Индии у Святослава Рериха, были очень непростыми. Записи преодолели огромное количество препятствий на пути к массовому читателю, и этот их непростой и даже драматичный и жертвенный приход осуществлялся в несколько шагов, или этапов.
2 октября 1989 Святославом Рерихом и Людмилой Шапошниковой был создан в Москве Центр Рериха (СФР[1], впоследствии МЦР), и вскоре после снятия в стране 14 марта 1990 идеологической цензуры, 7 мая 1990 года Шапошникова привезла из Индии спецрейсом самолёта, предоставленным для этой цели Правительством СССР, четыре тонны Наследия Рерихов.[2] Среди привезённого Наследия были Записи Урусвати (так называемый «Московский блок Тетрадей»).
Начало публикации Записей Урусвати положил сам Международный Центр Рерихов, издавший небольшие фрагменты из них значительными тиражами.
В 1993 МЦР опубликовал в книге с мягкой обложкой тиражом в 10 тыс. экземпляров первые фрагменты из Записей. Это был «Огненный опыт» Е.И.Рерих за 1924 год и «Сны и видения»[3] Е.И.Рерих, записанные в разные годы.[4] Впоследствии данная книга ещё три раза переиздавалась: 1994 – 20 тыс. экз., 1996 – ? экз., 1997 – 4 тыс. экз.
В 2000 МЦР дополнил эту книгу новыми фрагментами об Огненном опыте, теперь уже за 1929 год, Космогоническими фрагментами[5] (около 1949 г.), а также о свойствах человека, издав ставшую объёмной книгу в твёрдой глянцевой обложке, тиражом 10 тыс. экз. (повторное издание – 2007 г. – 10 тыс. экз., в электронном виде на Литресе с 2018 г. – в неограниченном числе копий).
В 1999 МЦР вновь опубликовал из Записей очередные Космогонические отрывки (ок. 1949) – в журнале «Мир Огненный» («Новая Эпоха») №1/20, тираж 2000 экз.
Разумеется, все эти книжные и журнальные публикации перекочёвывали текстами в интернет, начинающий в то время всё более входить в общественную жизнь, становясь доступными, в первую очередь, молодому поколению.
В 2002 издательство «Сфера» опубликовало трёхтомник избранных фрагментов из так называемого «Американского блока» Тетрадей (1920–1944), хранившихся в Америке, тираж 3 тыс. экз.
Из этих фрагментов от «Сферы» следовало, что Урусвати и Владыка неоднократно имели великие исторические воплощения, и что в этих воплощениях они были как муж и жена. В той публикации 2002 года впервые для последователей Рерихов и Учения прозвучало об Огненном Космическом Праве, о том, что Урусвати является неотъемлемой духовной половиной Великого Владыки. Было объявлено о высочайшем значении Урусвати, правда пока без отождествления её с Матерью Мира. Впрочем, в записи от 19 июля 1929, имевшейся в этом трёхтомнике Американского блока Тетрадей, торжественно и вдохновенно провозглашалось:
«Я Майтрейя, Я творец!
Урусвати – дающая и принимающая Матерь Мира!
Мы утверждаем новое Бытие»[6].
Но на тот момент, до раскрытия поздних Записей 1950-х годов, имеющихся только в Московском блоке Тетрадей, запечатанных в МЦР-е, ещё была непонятна вся грандиозность сказанного.
На стадии передачи «Сферой» в реализацию данного трёхтомника, с подачи МЦР деятельность издательства «Сфера» правоохранительными органами 5 февраля 2002 была приостановлена, а впоследствии, по заявлению со стороны МЦР о якобы нарушении авторского права «Сферой», на руководство редакции 5 апреля 2002 года следователем было составлено обвинительное заключение[7], согласно которому три главных фигуранта от редакции образовали «устойчивую организованную преступную группу».[8] Впоследствии обвинения с руководства «Сферы за недоказанностью» были сняты. Тогда МЦР обратился в гражданский суд, но и там за недоказанностью прав МЦР-а на изданные «Сферой» тексты из Американского архива – МЦР дело проиграл. В результате всех этих судебных и уголовных разбирательств издательство «Сфера», до этого десять лет публиковавшее лучшие книги теософского и рериховского направления, будучи гордостью рериховского движения, оказалось разгромлено и прекратило существование.
В период разбирательств МЦР со «Сферой» с той и другой стороны формировались и предъявлялись общественности списки поддерживающих и сочувствующих той или другой стороне конфликта. В свою очередь руководство МЦР-а (Шапошникова) всех тех заметных лиц и организаций в рериховском движении, отказавшихся поддержать МЦР или подписавшихся в поддержку за «Сферу», объявило, так сказать, «отлучёнными» от МЦР (читай от рериховского движения), предателями и людьми, не соответствующим заповедям «Живой Этики». Один за другим известные активисты, ранее входившие в общественные структуры МЦР, а также работавшие в аппарате МЦР сотрудники, из-за несогласия с Шапошниковой либо за сочувствие «Сфере» – из МЦР выводились и увольнялись.
Сами Записи тогда из этого трёхтомника произвели на читателей-рериховцев неизгладимое впечатление. То была подлинно революция в миросознании, в понимании подлинного смысла названия Учения – «Йога», срывание устаревших догматических «запретов» на пути практики и восхождения, возвращение к воссоединению Агни Йоги с индийскими ведическими корнями и первой ступенью Учения – Теософии Блаватской. Эффект от прочтения этого хотя и очень небольшого трёхтомника был похож на обретение слепыми прозрения!
Это первое явление тщательно скрываемой ранее Сокровенной части Записей не прошло для рериховского движения даром. За всё нужно платить Пространству и Карме. События вокруг конфликта между МЦР и издательством «Сфера» стали поворотным камнем, отправной точкой, после которой Рериховское движение однозначно раскололось, или окончательно обособилось на два враждующих лагеря: «за» и «против» МЦР-а. По существу, «за» или «против» Шапошниковой.
Считать ли доведение до такого состояния РД ошибкой лично Шапошниковой, или же поляризация в любом крупном общественном движении на противоположные противоборствующие тенденции – историческая объективная закономерность. И что отдельно взятое событие, в данном случае со «Сферой», или с вхождением в жизнь Записей – не причина, а лишь повод, хотя и неслучайный. Это личное дело читателя.
Вернёмся к шагам по раскрытию Записей Урусвати.
14 сентября 2006 на сайте «Библиотека Урусвати» были выложены скан-копии всех Тетрадей Американского блока[9], выдержки из которых составили трёхтомник «Сферы». Силами созданной общественной группы при сайте началась оцифровка (набор) текстов Тетрадей, поскольку в «Сфере» хотя и имелся набранный полный текст, но в «Сфере» передать его общественности для широкого и бесплатного доступа к Записям по разным мотивам отказались.[10]
С 2007 по 2013 в издательстве «Прологъ» (О.Болдырев), в том числе основываясь на проделанной в «Библиотеке Урусвати» работе, вышел 18-томник, теперь уже полного состава Записей из Американского блока (1920–1944), тиражом 1500 экземпляров.
В ночь с 28 на 29 апреля 2017 здание Музея Рерихов в усадьбе Лопухиных и находящееся там имущество, а также Архив, включая Тетради Урусвати, после проведённой в отношении МЦР силовой акции оказались у государственных органов и Музея Востока. В результате с апреля по декабрь 2018 в интернет были выложены скан-копии всех Сокровенных Записей Московского блока Тетрадей.
С апреля 2018 по март 2024 все основные скан-копии Записей были оцифрованы (набраны) в текст созданной для этих целей общественной группой «Тетради Урусвати», и за этот период поочерёдной выкладки они оказались в свободном бесплатном доступе в интернете.
Оцифровка Сокровенных Записей к марту 2024 года, к Дню Учителя, стала финальным этапом, заключительным аккордом этого великого исторического события – начала нового миропонимания и заповеданного Прихода.
Ибо публикация Сокровенных Записей есть заповеданное планетарное оявление – Матери Мира.
Никакие земные запреты и препятствия не смогли этого остановить.
Если прежний Запрет Шапошниковой на публикацию, прежде всего, поздних Записей, имеет свою логику, ибо всему своё время, и за особо значимое и судьбоносное нужно дорого заплатить, то последующее воспрепятствование чтению и обсуждению того, что уже выложено в интернет и напечатано – это отдаёт каким-то доморощенным атавизмом и узким сектантством.
Ибо жанр «запретов» на чтение Записей, якобы установленный «самими авторами Записей», это как известно не из Агни Йоги и не из известной героической истории раннего рериховского движения, положенного самими Рерихами, а из церковно-религиозной жизни. Более того, в «Агни Йоге», уже во второй книге совершенно ясно и однозначно негативно было высказано о «запретах» и «цензуре»:
«Каждое осознание рождается в Красоте. Умейте мыслить явносияюще – и ничто пугающее не коснётся вас. Запомните: не имеем запретов» (Озарение, 3-V-1).
«При расширенном сознании, не явление замирания, но хождение без запретов» (Община, 27).
«Уявление общины подобно химическому соединению, потому будьте чисты, будьте проникновенны и забудьте цепи отрицания. Запретом и отрицанием не повторите тиранов и изуверов».
И касательно вопроса о проблемных книгах на библиотечных полках:
«Запретительные меры, как всегда, непригодны» (Община, 94).
Никаких «запретов» ни в «Письмах Махатм», ни во всём составе Записей Урусвати, ни в книгах Агни Йоги – нет. Не из-за того, что будто бы можно вообще всё на свете, а из-за того, что на почве запрещений, как об этом свидетельствует вся земная история, произрастают семена злоупотреблений, и как неизбежное следствие – разложение. История церкви, история коммунистических режимов, история ордена Иезуитов и национал-социалистов показывает, к каким уродливым и гипертрофированным последствиям приводят «запрещения». Последствия от истории с запретами от МЦР на чтение Записей не стали исключением.
Ибо существует большая разница между тем, что называется в Учении «охранить», и тем, что такое «запретить». Особенно когда это касается уже опубликованных и ставших широкодоступными текстов. В нашем случае – Сокровенных Тетрадей.
Полный состав Записей Урусвати Московского блока как минимум трижды подвергался фото-копированию, не покидая здание усадьбы Лопухиных, цитадели МЦР. Первый раз – в 2014 по инициативе Ирины Владимировны Орловской, начальника Архива МЦР, фотокопирование было сделано на любительском уровне. Второй раз – в 2017, после захвата усадьбы Лопухиных – при приёмке-описи комиссией имущества МЦР-а, и вновь на любительском уровне. И третий раз – с лета по декабрь 2018 – посредством профессиональной, нанятой по линии Минкульта, организации.
Приводим сведения о первых двух фото-копированиях от очевидца и участника тех событий:
«...[в 2014 году], выполняя постановление Министерства культуры РФ о сохранении всего эпистолярного архива после пожара в государственной библиотеке РАН, Ирина Владимировна [Орловская] подошла к ЛВШ [Людмила Васильевна Шапошникова] с предложением выполнить эту работу экономически выгодным способом, силами студентов, имеющих хорошие навыки в цифровой обработке архивных материалов. Получив согласие, Ирина Владимировна организовала рабочие места для специалистов. Ребята быстро и качественно всё засняли и перенесли на диски памяти.
Нужно было заплатить по договору студентам за их работу. Принеся договор и счёт за работу, [Орловская] получила нагоняй за самоуправство и “преступную” самодеятельность. Состоялся довольно эмоциональный разговор, в результате которого Ирина Орловская была уволена, и все материалы остались в кабинете ЛВШ.
Во время работы [в 2017] в архиве, при приёме Наследия в состав ГМВ, была создана комиссия, в которую были включены Попов Дмитрий Николаевич [в бывшем главред изд-ва “Сфера”], Фролов Сергей Дмитриевич [научный сотрудник отдела “Наследие Рерихов” Государственного музея Востока], Ваш покорный слуга и Михаил, из числа общественников.
Мы все работали более трёх месяцев ежедневно, даже в выходные под неусыпным надзором представителя Минкульта РФ Рыбака К.Е. и адвоката ГМВ Избачкова Ю.С.
Мы не знаем, где сейчас диски с фотокопиями дневников Елены Ивановны и всех членов Семьи Рерихов[, сделанные Ириной Орловской]. Но фотокопии, сделанные нашей комиссией, были по акту переданы в Минкульт РФ. Там все наши шаги фиксировались комиссией, в составе которых были судебные приставы, представители Минкульта РФ, адвокат ГМВ Избачков Ю.С. и представители общественности.
Дмитрий Николаевич Попов работал со мною в паре. Он снимал на фотоаппарат, подаренный ему Даниилом Энтиным с прекрасными возможностями и разрешением для оцифровки.
Вполне вероятно, он мог копии себе [с переданных по акту снимков в Минкульт РФ ] сделать для работы в Музее Рериха в Нью-Йорке...».[11]
Эти полулюбительские скан-копии Дмитрия Попова, бывшего главредом издательства «Сферы», уничтоженного МЦР-м, сделанные с помощью оборудования, подаренного директором Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, образованного самой Еленой Рерих и Владыкой, и составили первые публикации небольшой части Записей, появлявшихся небольшими пакетами Тетрадей на сайте Госмузея Востока с 13 апреля по осень 2018 года. Поистине карма неотвратима!
Наконец, 6 декабря 2018, когда в рериховской среде уже начал подниматься девятый вал подозрений и возмущений касательно задержки в выкладке всего состава Записей, в интернете, на сайте Госмузея Рерихов были выложены профессионально сделанные скан-копии всего Московского блока Записей.
О завершении этого сканирования Записей и выкладке в открытый доступ 6 декабря 2018 появилось объявление:
«Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока провёл оцифровку архивных материалов семьи Рерихов. <…> Около 40 тысяч страниц размещены на официальном сайте музея в разделе «Архив»: http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv .
Документы представляют огромный интерес для исследователей-рериховедов и последователей семьи Рерихов и впервые находятся в открытом доступе. Опубликованный массив состоит из 648 дел и включает дневниковые записи, письма, статьи, стихотворные произведения, очерки, заметки, философские размышления и другие архивные материалы на разных языках, принадлежащие художнику и философу Николаю Рериху и его супруге Елене Рерих. Ранее архивы были закрыты и хранились в Международном центре Рерихов. Они были переданы Святославом Рерихом Советскому фонду Рерихов, который прекратил своё существование в 1991 году.
Оцифровка архивов осуществлялась под контролем хранителей и реставраторов Государственного музея Востока с использованием комплексов высококачественного сканирования, позволяющих создавать электронные копии, по которым можно изучать мельчайшие детали подлинников. Специальное оборудование обеспечило бесконтактный способ сканирования, полностью исключающий механическое воздействие на оригинал и гарантирующий его сохранность, а также благодаря системе подсветки процесс был безопасен для оператора и сканируемого объекта.
С момента начала публикации архивных материалов в адрес музея и Министерства культуры Российской Федерации поступило множество благодарственных писем. Работа проводилась по поручению и финансовой поддержке Министерства культуры».[12]
Само появление в 2018 в открытом доступе скан-копий Тетрадей Урусвати было только половиной дела. Рукописные тексты, особенно первичные варианты, из-за особенностей позднего почерка Е.И.Рерих для многих оказались с фото-копий нечитаемы. Да и вообще столь огромный и очень непростой по содержанию материал невозможно плодотворно с рукописных страниц штудировать и изучать. Требовалось организовать из добровольцев-рериховцев группу по расшифровке и переносу изображений в цифровой текст. Такая группа энтузиастов собралась вокруг созданного в 2018 для данных целей сайта «Тетради Урусвати».
Деятельности этой группы «Тетради Урусвати» препятствовали в РД-сообществе фактически именитые все – и независимые рериховские крупные организации и центры (включая утративший свои прежние возможности МЦР), и окологосударственные рериховские объединения, и даже ведущие независимые рериховские интернет-площадки. Т.е. практически весь прежний рериховский актив.
МЦР, например, прямо заявлял, что сроки открытия доступа к Записям – 100 или даже 300 лет. Другими словами, раньше трёхсот лет не приходите. А окологосударственные рериховские объединения (отколовшаяся часть от МЦР и иже примкнувшие вчерашние соперники МЦР) вознамерились под патронажем Минкульта (ГМР) создать после первых публикаций Записей апреля 2018, шокировавших рериховскую общественность, Комиссию по публикации духовного наследия Е.И.Рерих, намериваясь решать, какую часть Записей открыть, а какую сокрыть до лучшего времени.
В кои веки два противоборствующих лагеря, МЦР и анти-МЦР, т.е. все сторонники светского культурологического имиджа семьи Рерихов, трогательно объединились в деле недопущения публикации Записей или их сплошной бесцензурной выкладки.
В ответ на это в середине 2018-го наиболее активные сторонники публикации Записей включились в масштабную кампанию по организации писем, статей, выступлений, обращений в государственные органы, Министерство культуры, чтобы не допустить волюнтаристское сокрытие или идеологическую цензуру бесценного Духовного Наследия. В результате не без этой протестной кампании все Сокровенные Записи по решению Минкульта (если не выше) были с апреля по декабрь 2018 в интернете размещены.
Никто тогда из споривших по поводу «публиковать» или «не публиковать» Записи ранее 300-летнего или 100-летнего срока, до 24 февраля 2022, до начала СВО и начала торгово-экономической и прокси войны коллективного Запада против России, ещё не знал, что мир уже находится на пороге величайших тектонических изменений. В преддверии которых и заповедано было раскрытие Сокровенных Тетрадей. Так в нужное время – в преддверии Второй Мировой войны, после которой мир изменился неузнаваемо, Пространству, сознанию и карме планеты были явлены книги «Живой Этики» (Агни Йоги).
Показательно, что ведущие противники полной, если вообще, публикации поздних Записей Урусвати – либо по поводу СВО на Украине глухо отмолчались (так называемое академическое крыло РД), либо в лице руководства МЦР скупо проронили слово якобы поддержки, но весьма уклончиво – лишь за «борьбу с фашизмом», преодолевая при этом сопротивление значительной части своего внутреннего актива и аппарата, публично выступившего в интернете в первые же месяцы с воззванием против СВО.
Тогда как, например, со стороны пишущего эти строки, да и многих других сторонников публикации Записей, с самого начало Спецоперации публиковались в интернете статьи, поддерживающие Россию, демонстрирующие в том числе отношение Великого Владыки к необходимости защиты Новой Страны, о том, какие именно в будущем противники у России – как раз с опорой на цитаты из ранее неизвестных Сокровенных Записей.[13]
На фоне дробления рериховского пространства в выборе стороны глобального мирового противостояния – России или Коллективного Запада, особенно со стороны зарубежных последователей, и особенно со стороны украинцев, составлявших тогда значительную часть рериховского сообщества (в России, Украине, США, Канаде, Израиле и др.), слова Владыки о России, о войне, о священной обязанности защиты – были крайне актуальны. Именно ответы на эти столь остро возникшие в тот момент судьбоносные вопросы, вопросы выбора, вопросы «о жизни и смерти», давали Сокровенные Записи.
Формирование общественной группы «Тетради Урусвати» происходило на фоне третирования, шельмования и оскорблений со стороны доброхотов МЦР-а каждого, кто покусился на «прещённые» МЦР-ом Записи. Как было сказано когда-то у костра инквизиции: «не ведают, что творят».
Сам МЦР, равно и некоторые другие крупные рериховские центры, периодически, все шесть лет оцифровки выступали с осудительными статьями в адрес этой группы, требуя прекратить работу над текстами.
В результате значительная часть участников оцифровки вынуждена была осуществлять работу на сайте группы под псевдонимами, скрывая даже в соцсетях свою причастность к делу.
Иные всевозможные «охранители» и «защитники», теперь уже из лагеря анти-МЦР, писали наукоподобные статьи, пытаясь поставить под сомнение как подлинность поздних Тетрадей[14], так и реальную намеренность их содержания[15] или даже психическое состояние «писавшей»[16]. При том, что те же анти-МЦР-цы в своё время вполне восторженно, ибо в пику МЦР, приняли 18-томник Болдырева с Записями из Американского блока (до 1944 года). А теперь вот коллективно, касательно явления более поздних Записей, сделанных после гибели Люцифера и ориентированных на открывающуюся перед человечеством после 1949 года новую реальность, выступили против.
Парадоксально выглядят следствия борьбы противоположностей. Энергиями протестной волны, поднявшейся со времён разгрома МЦР-ом издательства «Сфера», в борьбе с запретительством и притязаниями МЦР на монополию на истину и тайну – при сайте «Тетради Урусвати» сформировалась независимая общественная группа энтузиастов. Которая вопреки всему именитому и консервативному в РД, вопреки охаиванию и прещению, в течение шести лет упорного труда, в устремлении и любви к Иерархии – содеяла величайшее дело – оцифровала и явила Сокровенные Записи.
Оцифровка Записей в группе «Тетради Урусвати» состояла из трёх уровней. Первый уровень оцифровщиков, или наборщиков, осуществлял первичный набор текста. Таких одновременно задействованных наборщиков в лучшие годы, т.е. в начале, было около 14. Практически все такие наборщики оказались непрофессионалами, фактически впервые в жизни занимавшиеся вообще набором текстов в компьютере (в большом объёме). Второй уровень, выявившийся позже – так называемые «линейные редакторы», они были более подготовленные, и некоторые даже с профессиональным опытом. Пройдя сами поначалу горнило трудоёмкого первичного набора, они впоследствии уже проверяли тексты, сделанные на первом уровне другими, исправляли грамматические и орфографические ошибки, а также стиль оформления (то и другое массово встречается у непрофессионалов), а также пытались дорасшифровать нечитаемые места. У одного такого «линейного редактора» были на контроле тексты двух-трёх наборщиков первого уровня. Наконец, на третьем уровне руководитель всего этого проекта и сайта бегло проходил по тексту и писал к нему в некоторых редких местах комментарии, а также участвовал в попытках расшифровки нечитаемых, а также спорных мест. Отдельной непростой и трудоёмкой историей был набор и перевод английских текстов.
В деле этой поистине общественной оцифровки, или набора, участвовал по-настоящему интернациональный коллектив приверженцев Учения. Основные участники, конечно, были из России, но также были из Беларуси, Украины, США и Германии.
Кажется, это было максимальное, что только возможно по достоинству и представительности для эпохального привхождения Духовного Завета. Привхождения, не имеющего аналогов в истории. Силами и на средства самого российского государства, трудом интернациональной команды энтузиастов, приверженных Учению, при широкой моральной поддержке всех неравнодушных и переживающих, в борьбе со всевозможным сопротивлением и давлением, в грозе и молнии событий, глобально разворачивающихся в мире, заповеданные России и миру Сокровенные Записи Урусвати были, наконец, явлены человечеству.
Новое противостояние
Как мы уже говорили, генеральное противостояние внутри рериховского движения в течение прежних тридцати лет определялось принципом: быть «за» или «против» МЦР. Или быть картинам и тайнам Наследия Рерихов «у МЦР», или «не у МЦР».[17]
В действительности противостояние внутри общественных движений всегда опирается на эпицентры или яркие в них личности. Таким соразмерным Шапошниковой и её МЦР-у был Валентин Митрофанович Сидоров и учреждённые им после 1989 в России и за рубежом многочисленные центры его ассоциации «Мир через культуру». Сидоров реально претендовал вместо Шапошниковой и на получение Наследия Рерихов, и на возглавление Советского Фонда Рерихов, учреждённого в Москве Святославом Рерихом.[18]
Сидоров в отличии от Шапошниковой не имел доступа к Записям, где выдвигались совсем другие, чем у Сидорова приоритеты. Поэтому сугубо в ключе советского образа Рерихов Сидоров продвигал в рериховской среде некий симбиоз христианства с «Живой Этикой». Но будучи по профессии поэтом и сильно увлекающимся человеком, романтиком, он ещё «Живую Этику» и христианство объединял с наивным идеалистическим коммунизмом (последнее, как это следует из Записей, совсем не соответствовало ни мироощущению Рериха, ни Записям). В лице учреждённого Сидоровым в 1994 общественного движения «Новая Россия» (впоследствии «Новая Страна»), он фактически попытался по заявленным здесь целям о новом государственном (духовно-ориентированном) строе создать нечто подобное политической партии, чтобы рериховское движение и идеи Учения, как они ему представлялись, повести во власть.[19]
Но Небо распорядилось иначе, и Сидоров на взлёте реализации этих своих масштабных проектов, какими-то силами ещё финансово и организационно значительно поддерживаемых, в 1999 году, в возрасте 67 лет, будучи на пять лет младше Шапошниковой, неожиданно умер. Горизонтального, т.е. равновеликого противостояния в РД, конкуренции вождей на одном поле – не случилось.
Поэтому из-за того, что к началу 2000-х в РД не осталось более весомых фигур, сопоставимых даже близко с Шапошниковой и МЦР-ом, генеральное противостояние в РД в дальнейшем свелось к вертикальному типу, классически свойственному многим государствам: «центральная власть» и «оппозиция». С тремя кругами оппозиции вокруг Шапошниковой и МЦР.[20]
С 13 апреля 2018 и по завершению к марту 2024 оцифровки Сокровенных текстов, генеральное противостояние в несколько уснувшем и уставшем к этому времени рериховском движении стало всё более характеризоваться совершенно другим принципом – быть «за» или «против» Сокровенных Записей.
О факте перехода в 2018–2024 годах рериховского движения к новому основанию противоположения, быть «за» или «против» Сокровенных Записей, свидетельствует, например, тот факт, что в деле противодействия публикации поздних Записей, а в дальнейшем противодействия чтению и обсуждению уже опубликованного, выступили на одной стороне прежне непримиримые противоборствующие стороны: и МЦР, и значительная часть его противников по прежнему генеральному противостоянию. Опять же, со смертью Шапошниковой перестал действовать ключевой стержень и источник противостояния. Соответственно, после нескольких лет движения по инерции со дня ухода Шапошниковой, противостояние постепенно иссякло.
Таким образом, теперь не отношение к МЦР-у или к уже почившей Шапошниковой, а отношение к Сокровенным Записям и всему, что в них нового сказано, стало формировать новые тенденции в противостоянии. Единство и борьба противоположностей. Ибо противоположности существуют везде и взаимодействуют между собой, создавая условия для изменения и развития.
В нашем случае – старый и новый РД. Так сказать, «староверы», обособившиеся в оппозиции и запрещающие новые тексты. И новое поколение, не обременённое ментальностью запрещений, назиданий и ограничений.
Появление в любом крупном духовном движении двух типов противоборствующих образований – стержневой генеральной центральной части, идущей в ногу со временем, и староверов-консерваторов, является исторической закономерностью. Так было в буддизме с обособлением Махаяны и Хинаяны, в русском православии с обособлением государственно-ориентированной церкви и старообрядчества. У сторонников школы Гиллеля и школы Шаммая в иудаизме. В известной степени аналогичное присуще протестантству в западном христианстве, которое противопоставило себя Католической церкви.
Выше мы обозначили типы противоположения, как горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный тип более энергозатратен и скорее сдерживает, нежели способствует развитию движения. На горизонтальном противостоянии политических партий основаны государства с парламентской формой демократии, где жизнь на вершине власти протекает в бесконечных выяснениях отношений с периодическими отставками правительства. Исторически более сильными и продуктивными оказывались государства с президентской формой правления, т.е. с вертикальной, или стержневой формой противостояния, со значительной централизацией и единоначалием. Именно такая форма с вертикалью власти исторически доминировала и доминирует в Азии, на её бескрайних просторах. Хотя и с рисками тоталитаризма.
Явление вертикального противоположения в исторических общностях (государства, большие общественные движения, религии) можно сравнить с известной химической реакцией электролиза – когда проводящий стержень, имеющий высокий потенциал, опускают в соответствующий раствор, и тем самым запускают реакцию изменений в растворе. В РД напряжённым, высоковольтным «стержнем» была Шапошникова, «раствором» – рериховское движение.
Так, в ранних Записях Урусвати говорится:
«Как Наполеон для Запада, так Чингиз-Хан для Востока совершенно нужны как столбы-громоотводы»[21].
В случае горизонтального противоположения, когда имеются два и более равновеликих центра, это как два и более отличающихся стержня, опущенных в раствор, но устремляющих изменения иногда в совершенно разные стороны. Понятно, что первый, централизованный процесс, энерго-продуктивнее.
Над каждой общностью созвучно и продолжительно действующих лиц зарождается свой Эгрегор. Так происходит для партий, общественных движений и религий. Это коллективный Элементал, держатель, или накопитель коллективной кармы и источник коллективной побудительной энергии. Это то, что в академической социологии понимается под абстракциями «надстроечных явлений» и «общественного сознания». Элементал, как живое существо, начинает расти, усиливаться и жить своей частично автономной жизнью, в силу своей природы консолидируя и зеркально магнитя на соответствующее энергетическое с ним взаимодействие находящихся под ним участников данной общности.
(Мы ведём к пониманию процессов, происходивших и происходящих с МЦР-ом в рериховском движении).
Противоборствующие Эгрегоры при случае параллельного противостояния, будучи относительно равными друг другу по силе, затрачивают на борьбу с противоположным много энергии, что не эффективно и не способствует общему продвижению. Подобное в РД назревало между сторонниками Шапошниковой и Сидоровым, но не случилось из-за выбытия последнего.
В случае вертикального противостояния (МЦР и оппозиция) фактически образуется лишь один Эгрегор – при одном центральном «стержне», с которым всё остальное по силе несопоставимо. Тогда как оппозиция здесь находится в состоянии «броуновского» малопродуктивного движения, фактически не образуя над собою консолидирующего и аккумулирующего Эгрегора.
Именно подобное централизованное Эгрегорное явление сформировалось в течение 30 лет около МЦР, где стержнем, проводящим к РД энергии Свыше, выступала Л.В.Шапошникова.
Поскольку Эгрегор явление более долгоживущее и более инертное, чем отдельно взятые участники или лидеры связанной с ним общности, то можно догадаться, на чью сторону в противостоянии «за» или «против» Записей будет автоматически подтягивать старый Эгрегор МЦР-а. Инерция направленности прежней энергии – явление трудноисправимое.
Другое дело, что потоку эволюции и времени не способен противостоять ни один самый мощный общественный Эгрегор. Так средневековая Церковь, несмотря на запретительные списки и инквизицию, не смогла остановить научные знания о космосе и человеке. Аналогичным образом мощнейший Эгрегор коммунистическо-советской догмы, со всей его системой идеологического понуждения, был снесён под напором реалий и требований жизни.
Сама Шапошникова целиком и глубоко принимала и разделяла сказанное в Записях, но лишь удерживала полное открытие Записей до уготованного срока. Это вполне видно при внимательном чтении её работ и по её действиям: постепенное введение ею Записей Урусвати в общественный оборот (книга «У порога Нового Мира»); публикация полного состава писем Е.И.Рерих, особенно позднего периода, где многие положения из Сокровенных Записей присутствуют. Именно Шапошникова настояла на выделении особости миссии и значимости Елены Рерих.
В этом как раз у неё было принципиальное расхождение с Валентином Сидоровым, для которого светом в окошке был даже не столько Николай Рерих, не говоря об Урусвати, а ожидаемый Сидоровым Параклет-Христос, который спасёт и мир, и Россию. Причём совсем скоро. Естественное следствие умонастроений в стране от снёсшей все прежние идеологические устои Перестройки. В истории религиозных учений это известная болезнь недавно возникших религиозных движений, включая раннее христианство, с ожиданиями «скорого конца света», у которых по молодости их цикла великие перспективы мнились уже на ближайшее десятилетие. То, что Армагеддон, ожидавшийся человечеством многие тысячелетия, в ключевом основании уже закончился, и закончился победой сил Света, Сидоров судя по всему, за неимением доступа к Записям, был даже не в курсе. Он, как и все верующие христиане, ожидал нисхождения на Землю – Мессии. Из текстов же, которые прочитала Шапошникова, следовало, что таким Мессией и Спасительницей была сама Матерь Мира, т.е. Урусвати.
В предисловии, написанном Шапошниковой к изданному в 1993 сборнику «У порога Нового Мира», она поразила рериховскую общественность заявлением о необычном сверхкосмическом статусе Елены Рерих, назвав её «Высоким Космическим Иерархом», «Великим Учителем», которой эволюционное поручение (Спасение?) вверил сам Христос:
«Сознавала ли она [Е.И.], когда писала эти строки, что именно ей [Е.И], Высокому Космическому Иерарху, было суждено выполнить подобную миссию? Вспоминала ли она, распятая на кресте между двумя мирами – Плотным и Огненным – о том сине-серебряном огоньке, который зажёг Христос над её головой и передал вместе с ним ей, женщине, всю тяжесть и драматизм эволюционного поручения? <…> Но на Земле, внизу, принеся свою Великую жертву, оставалась она, русская женщина Елена Ивановна Рерих…, от которой теперь зависела судьба Космической эволюции планеты Земля. И мало кто понимал, что с началом её мучительного эксперимента над Планетой загорелась заря Нового Мира. Но новый Бог не вознёсся над нею. Над землёй встала она, Космический Иерарх и Великий Учитель…»
Это революционное заявление Шапошниковой о Елене Рерих рериховское сообщество, не читавшее тогда ещё поздних Записей Урусвати, просто не поняло.
Сопротивление Новым Записям, как со стороны укоренившихся представлений в рериховском сообществе, так и в целом в сегодняшнем российском обществе – достаточно велико. Сколько ещё уйдёт времени, чтобы поток новых реалий и требований жизни утвердил Новое Откровение? Ведь известно, сколько ушло времени в начале первого тысячелетия на признание Евангелий. Или сколько ушло времени на признание, что Земля вертится и обращается вокруг Солнца.
С другой стороны, те признания происходили в иную эпоху, при иной скорости течения общественного времени, и при изощрённости Люцифера. После победы Сил Света в Армагеддоне наступило новое время, и Записям надлежало открыться именно сейчас – в эпоху глобальных планетарных перемен.
Противостояние внутри РД по поводу «за» или «против» Сокровенных Записей, разумеется – не может быть долговременным, ибо невозможно долго умалчивать и скрывать то, что уже опубликовано. Мы живём в иное время – свободного распространения информации.
Но в действительности за воспрепятствованием уже опубликованным Записям присутствует ещё более глубинная и мощнейшая основа энергетического и кармического противления. Вот она более фундаментальна и долговременна, и это она останется главным противником Записей Урусвати, как, собственно, и самому рериховскому движению вместе с его Учением Агни Йоги. Это интегрированные в тысячелетнюю культуру традиционные религии. Для России – церковное христианство.
Посмотрите на противников среди рериховцев Сокровенных Записей – как они относятся к христианскому вероисповеданию и отправлению, и многое становится ясно. Не такой была Людмила Шапошникова. Не такой Елена Блаватская и Елена Рерих. В их небесном предстоянии перед ними был всегда лишь один образ – Великого Владыки.
В истории рериховского движения неоднократно, что мы видим по переписке Е.И.Рерих с вопрошавшими её корреспондентами, из жарких споров среди рериховцев о Письме Кут Хуми «О Боге», даже запрещения его к распространению, из христианских инициатив Валентина Сидорова и до нашего времени, поднималась волна, стремящаяся Агни Йогу (Живую Этику) подвести под дочерне-зависимое ответвление на генеральном христианском древе. С известным решением центрального вопроса: кто здесь Выше.
Да, всем нам известен примиряющий ответ из Учения:
«Ещё спросят: “Кто больше – Христос или Будда?” – Отвечайте: “Невозможно измерить дальние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием”» (Озарение, 3-IV-8).
Но что именно в этом ответе сказано, читавшие и не читавшие поздние Записи Урусвати, видят совсем разное. Ибо для этого нужно знать, кто на самом деле был Буддой и Христом, Моисеем, Зороастром, Вишну, Кришной, Орфеем, Осирисом, Магометом и Майтрейей. А о таком исчерпывающе говорят лишь Сокровенные Записи.
Понятно, какой тысячелетней мощи являются Эгрегоры, удерживающие человеческое сознание в старых формах традиционного мышления и вероисповедания. К сожалению, базисом такого консерватизма выступает и вся традиционная часть мировой культуры – основополагающая ценность в человеческом существовании. Это невозможно отвергать или исключать, это можно только трансмутировать в новое, захватив от прежнего всё самое ценное и вневременное. Сама Елена Ивановна Рерих в решении для себя данного христианского вопроса прошла непростой, долгий и трудный путь.[22]
Для тех, кто воспринял Сокровенные Записи Урусвати, низведение Учения к дочерней разновидности или к модернизации христианства – становится невозможно.
Наше Учение в действительности является – новой ступенью в миропонимании, в осознании места человечества, в открытии ключевых принципов и смыслов жизни.
Сокровенные Записи Урусвати – это Новый Мир и Новое Откровение.
А.В.Владимиров, 24 апреля 2025
сайт – https://vav.ru/vav/почта – vav1vav@mail.ru
Архив Записей Е.И.Рерих: https://disk.yandex.ru/d/jR6ve5JcljdsAw
Страницы ВКонтакте:Урусвати Движение: https://vk.com/urusvaty.dvijenie
Тетради Урусвати: https://vk.com/urusvaty.tetradi
[1] Советский Фонд Рерихов.
[2] Об особенностях создания СФР и прибытии Наследия Рерихов в Москву см. статью Михаила Бакланова: «Наследство Рерихов для Новой страны», 15.10.2014 (интернет-публикация https://lomonosov.org/article/nasledstvo_rerihov_dlya_novoj_strany.htm
[3] Тетр. 4 в нумерации Отдела рукописей МЦР.
[4] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993 (ISBN 5869880343/9785869880345).
[5] Тетр. 203 в нумерации Отдела рукописей МЦР.
[6] Агни Йога. Откровение. 1920–1941. М., «Сфера», 2002, с.326.
[7] https://lib.icr.su/node/232
[9] https://forum.roerich.info/showthread.php?t=3007
[10] Автор данной статьи в 2002 волею случая, под обязательство о «нераспространении», получил в своё распоряжение набранный в «Сфере» полный текст Тетрадей (1920–1944), что позволило ряд ранее неизвестных сведений из Бесед Е.И.Рерих с Учителем включать в написанные с 2003 книги (см. авторский сайт: https://vav.ru/vav/ ).
[11] Из личной переписки автора, 22-23.04.2025.
[12] http://roerich-heritage.ru/news/2018/ocifrovka_arhivnih_materialov_semi_rerihov/index.php
[13] А.В.Владимиров:
«Владыка Шамбалы о России и Западе» (24.03.2022);
«Украинский фактор в Рериховском движении» (28.03.2022);
«Апокалипсис Украины и Новая Эра» (28.03.2022)
«Рериховское движение поддерживает денацификацию Украины» (01.04.1922);
«Об упорстве и воинственности добра. Е.И.Рерих» (03.05.2022);
«Прикрыли Знаменем Мира наготу предательства» (17.05.2022);
«Знамя Мира и война – Елена Рерих» (18.05.2022);
«Предательство России на выбор» (21.05.2022);
«Останется одна Украина – русская» (24.05.2022);
«Забудьте всю партийную рознь – Елена Рерих» (26.05.2022);
«Миролюбство Кураева и Украина» (02.06.2022);
«Происхождение русского народа» (07.06.2022);
«Мир люцифериан рушится» (18.07.2022).
[14] https://lebendige-ethik.net/index.php/rerikhovedenie/645-podlinnost
[15] https://lebendige-ethik.net/index.php/rerikhovedenie/646-oshibki
[16] https://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/589-pismo-midinskomu
[17] См. статью: Владимиров А.В. Борьба с Рериховским движением в России. 13.05.2015. (Интернет-версия, портал «Адамант»: https://lomonosov.org/article/borba_s_rerihovskim_dvizheniem_v_rossii.htm )
[18] См. статью: Шапошникова Л.В. Некоторые особенности современного рериховского движения. Москва, 2002 // В сб.: «Защитим имя и наследие Рерихов», т.3, М., МЦР, 2005.
[19] См. программный документ «Манифест «Новой России», принятый учредительным съездом общественного движения «Новая Россия», проходившим 23-24 марта 1995 в Москве (Сборник: Сидоров В.М. Приказ Учителя (статьи, доклады, речи). – М.: Художественная литература, 2001).
[20] См. статью: Владимиров А.В. Борьба с Рериховским движением в России. 13.05.2015. (Интернет-версия, портал «Адамант»: https://lomonosov.org/article/borba_s_rerihovskim_dvizheniem_v_rossii.htm )
[21] Беседа с Учителем 18.04.1933.
[22] Об эволюции представлений Е.И.Рерих касательно христианских положений см. книгу: Владимиров А.В. Учитель и Христос. М., Беловодье, 2018.