14 Ковер-самолет. 1916
НИКОЛАЙ РЕРИХ. ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА
ВЫСТАВКА
НИКОЛАЙ РЕРИХ. ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА
ВЫСТАВКА
Варианты работы "Ковёр-самолёт"
Тема дозора в трудах Рериха приобретает особый смысл, переходя в категорию духовных понятий. Духовное бодрствование утверждается как необходимая ступень сознания на пути жизни....
Основной цвет картины — глубокий ультрамарин, "играющий, словно тёмный густой сапфир" (С. Эрнст), — создаёт ощущение напряжения и тревоги. Главная идея картины — напоминание о необходимости духовного бодрствования в час грозящей опасности. Когда над миром сгустилась тьма, Рерих призывает к духовному пробуждению и недреманному дозору сердца, и в этом он видит свою задачу как художник и как человек… Многие ли услышали в первые годы XX века голос великого гуманиста, призывавшего к действенному дозору во имя мира на земле?
Тщательно разработанный колорит картины является одним из ведущих компонентов содержания. Тревожно и сказочно светится темно-синее небо. Этот основной цвет звучит в картине в полную силу, создавая напряженный и драматический эмоциональный фон. Иллюзия движения воздуха создается за счет неполного прокрашивания полотна. Это был поиск новых приемов в технике. Позже Рерих будет накладывать разноцветный грунт, так же не прокрашивая его, и засверкают, засветятся красками его горные, заснеженные вершины.
(С.Эрнст. Н.К.Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 30)