КУЛЬТУРА И АГНИ-ЙОГА В РЕРИХОВСКОМ ДВИЖЕНИИ
(А.В.Владимиров, 26 ноября 2025)
В личной переписке был назван тезис одного из сторонников культурологического направления в рериховском движении:
«Живая Этика была дана, чтобы стать кузницей людей Культуры, призванной помочь людям, обществу в его эволюционном космическом развитии».
Если не трогать максимализм заявленного тезиса, то в целом приблизительно такова позиция о приоритете Культуры у многих в Рериховском движении. Не удивительно, что к Рериховскому движению и Учению Живой Этики по созвучию примкнуло много от творческой, научной и педагогической интеллигенции. Отсюда и поддержка линии на Культуру, тем более освящённая авторитетом Рериха.
В действительности в подобном ключевом значении о Культуре, и много о Культуре, – говорится лишь в письмах и очерках Н.К.Рериха, а не в текстах Учения. Т.е. такой характерный акцент на Культуре был исключительно у Николая Константиновича Рериха. У других были иные акценты.
Полезно заметить, что 90% содержания книг Учения вообще не о Культуре (если только к Культуре не сводить всё исторически лучшее). А примерно до половины в Учении говорится – о практике Агни Йоги, о психической энергии, о трансмутации и самосовершенствовании; также достаточно много, гораздо больше, чем о Культуре, говорится о Братстве и Иерархии, наконец, об истинном устроении Космоса и основах бытия. Две книги Учения названы такими характерными для Йоги и преемственности от Востока наименованиями, как «Агни Йога» (Знаки Агни Йоги») и АУМ. Характерны и наименования всех остальных книг Учения, кроме разве книги «Община», заметно выражающие близость Восточным Учениям. Огонь и психическая энергия, как и положено быть для йоги, являются центральными темами Агни Йоги.
Странно, что некоторые почитатели направления «Культуры» и Рерихов упорно не замечают, что Елена Ивановна, названная в Учении – Матерью Агни Йоги, не занималась «культурой» в общепринятом смысле такой деятельности, тем, что составляло у Рериха содержание его просветительской, миротворческой и культурологической деятельности. И большинство писем Е.И.Рерих – не о «культуре», а о другом.
В Сокровенных Записях Урусвати (поздние записи Е.И.Рерих) вообще практически ничего не говорится о необходимости культурной или миротворческой деятельности для последователей Учения, тем более не называется это главной задачей или целью для движения.
Конечно, у разных последователей Рерихов и Учения имеются разные предпочтения, среди которых и культурологическое и музееведческое, биографическое направления, соотносимые с общественной деятельностью Н.К.Рериха или всей семьи Рерихов. Кого-то это более всего привлекает, кого-то нет. Но собственно культурологическая деятельность совсем не следует из Учения или писем Е.И.Рерих как главная деятельность для последователей Учения, или что Учение было дано именно для этого. Называется в Учении значимость Культуры, но Культурой можно заниматься по-разному, в том числе и непосредственно творя, как поэты, художники, писатели или музыканты. Но Агни Йога, собственно, не про это.
Учение Агни Йога, как любое мировое духовное Учение, в первую очередь дано для личного восприятия и личного преображения, а не как программа для общественного переустроения. Разумеется, все живут в обществе, и дела общества также важны. Но цели изменения общества являются приоритетами политических и аналогичных организаций, а мы говорим о приоритетах в духовном Учении. Духовное Учение адресовано в первую очередь духу, а это явно иные пространства, нежели социально-общественное, политическое или историческое преосуществление. Другое дело, что духовная революция, произошедшая с массовым приходом буддизма или христианства, приводила в тех местностях через время к закономерным социальным изменения и даже революциям. Ибо изменения в материальном следуют за изменениями в духовном. Но духовное не занимается непосредственно материальным преобразованием, это не приоритет духовного, а лишь его закономерное следствие.
Учение Владыки Мориа дано для простого и понятного всем назначения: лично быть или стремиться стать – агни-йогом. По меньшей мере именно об этом подразумевается в ядре нашего Учения. И для передового отряда последователей Агни Йоги в книге «Беспредельность» сказано: «Теперь Мы собираем духов Шестой Расы и Агни Йога есть клич!»
Учение Владыки Мориа – это разговор лично с тобой и о твоём будущем, о том, как приблизить лучшее будущее. А не как произвести изменения в области культуры или иных сферах деятельности общества или государства. Измéнятся тысячи и миллионы, изменится жизнь и всего общества.
Подобным образом фундаментальные науки или философия отличаются от прикладных наук. Фундаментальные дисциплины не занимаются непосредственным внедрением и применением, они формулируют общие законы и закономерности. Так и Учение Агни Йоги в его общей части. Но как в общей части Агни Йоги, в её 14 книгах, так и в её особенной части – в Сокровенных Записях Урусвати, дана и практическая часть Агни Йоги.
О том, кто такой агни-йог, говорится во многих книгах Учения, в том числе в одноимённой книге «Агни Йога», давшей название всему Учению. Высшие степени Агни Йоги, конечно, дала своим опытом в земных условиях – Елена Ивановна Рерих. Ибо кто ещё должен был дать вершины, нежели Матерь Агни Йоги? Это редчайший и особенный опыт, в ближайшую эпоху доступный лишь единицам.
Для некоторых читателей Учения и писем Елены Ивановны данное заявление об исключительности личного опыта и достигнутой Матерью Агни Йоги вершины выставило как бы ограничение, или даже запрет на практику Агни Йоги – в силу невозможности такого для большинства. Но для чего же давалось Учение и Записи Урусвати, которые упорно, почти ежедневно, Учитель диктовал, а Елена Ивановна записывала в течение 35 лет!? Четырнадцать книг Учения!
Совершенно очевидно, что помимо вершины пирамиды имеются и прочие её грани, вплоть до основания. Агни Йога даёт цель и разные способы восхождения. Каждый может достигнуть той или иной степени или ступени восхождения к вершинам Агни Йоги. Культура – один из способов, один из путей, наиболее доступный для большинства человечества. И такой долгий, эволюционный путь ближе всего обычному человеку, даже и не являющемуся особо приверженным Агни Йоге, её мировоззрению или её духовным ценностям. Но наряду с таким общедоступным способом, есть и другие способы, называемые в Учении традиционными наименованиями видов Йоги (за исключением хатха-йоги): раджа-йога, джнана-йога, бхакти-йога и карма-йога.
Агни Йога дана человечеству в преддверии наступления Новой Эпохи, Эпохи Огня. Эпохи прихода в нашу Солнечную систему планеты-звезды Матери Мира, которая даст новый, особый Огонь.
Агни Йога дана в качестве основы мировоззрения для большинства. И в этом ключе подходит второе название Учения – «Живая Этика». Тогда как в качестве Агни Йоги, в прямом смысле слова – «йога», Учение дано его твёрдым приверженцам, т.е. для того, чтобы быть или чтобы стремиться стать Агни-йогами, чтобы последовать примеру Владыки и Матери Агни Йоги.
Подобно тому, как зачинатели великих духовных Учений и движений прошлого – Будда и Христос – дали собственной героической жизнью и подвигом пример того, чему и как должны следовать их последователи – буддисты и христиане, так и Владыка Мориа и особенно – Матерь Агни Йоги, дали пример своим последователям, какому пути в Новой Эпохе следовать – т.е. Агни Йоге, и как этому следовать – осуществлять практику Агни Йоги. И именно в классическом смысле того, что подразумевается под словом «йога» – по напряжению, по внутренней трансмутации, по стремлению к изменению, по поиску средств для этого, по приближению к Высшему, к Иерархии.
В отличие от пути Культуры – эволюционно- медленного, лёгкого и приятного, Агни Йога – это трудный и напряжённый путь, но как сказано в Учении, Агни Йога – это наибыстрейший путь.
Каждому человеку, в зависимости от его предпочтений, а также от программы его данного воплощения, ближе тот или иной путь, эволюционный или революционный.
В христианстве таких упорно устремившихся называли «подвижниками» (в христианском смысле этого слова), многие из них уходили в монастыри и скиты. Агни Йога против ухода от мира, Агни Йога за продолжение подвижничества и в миру. Ибо огненное устремление позволяет выдерживать разлагающее влияние окружающего «быта», вырабатывает нужные свойства духа в боле трудных окружающих условиях, а также правильным и доступным примером Агни-йоги в обычной жизни увлекает за собою окружающих людей.
В духовном наследии и преемственности Агни Йоги от древних традиций есть понятие Ашрам, об этом говорится в Учении:
«Каждый Ашрам насыщается цельностью и живёт Светом Иерархии» (Иерархия, 358);
«Так велико значение духа человеческого, потому Мы ценим Ашрамы, где собирается очищенный Агни. <…> У Нас радуются, когда замечают возникающие Новые Ашрамы, но люди так редко думают о мощи своего духа» (Мир Огненный, ч.1, 664);
«Ур[усвати] уже видела сознательное сотрудничество. Такое просветление очень быстро, но для этого значение имеет Ашрам. Поистине, Ашрамы имеют значение для земного и для Тонкого Мира. Можно определить Ашрамы, как магниты и озонаторы. Наполнение сердечной энергией служит проводом для многих» (Мир Огненный, ч.2, 203);
«Действительно, известный врач лечит не одними медикаментами, но психической энергией. Такая явленная энергия нуждается в пополнении – такое усиление идёт из [вашего] Ашрама. Таким образом, вы видите сотрудничество на дальних расстояниях. Сами, посылающие энергию, только могут чувствовать её истечение, но, в свою очередь, получат [Свыше] луч полезный» (Аум, 181).
В сказанном выше об Ашраме узнаются лучшие примеры из общинной и церковной христианской жизни. То же самое известно из практики буддизма и индуизма. Аналогичное ожидается и в деле устроения малых Ашрамов духовного подвижничества в Агни Йоге. Это коллективно-индивидуальное, и потому – внутреннее делание. Которое заметно отличается от широкой, и потому – заведомо внешней деятельности, по пропаганде культуры. Это два заметно разные направления деятельности. Первому созвучнее Агни Йога, второму – Живая Этика, то есть тот или иной аспекты одного и того же Учения.
Ашрам, это не клуб по интересам и не пропагандистское общество культуры; и индийская традиция, до сих пор существующая, наглядно показывает, что это такое. Ашрам на примере индийской и буддистской традиций есть синтез одновременно и Храма, и эзотерической школы, и микрообщины, и йогической практики.
Конечно, микрообщина, община духовных сподвижников может помимо главного внутреннего дела заниматься и дополнительной внешней деятельностью, что называется – «хождением в народ», в том числе с пропагандой или защитой культуры. Но такая внешняя деятельность, это не главный смысл или цель того, что такое Ашрам и для чего туда приходят ищущие. Хождение в народ, просвещение народа – организационно удобнее осуществлять из других устроений или учреждений – Музея или из центра культуры, или из центра Рерихов.
Известные лидеры сообществ Рериховского движения, такие, например, как Зинаида Фосдик (руководитель послевоенного Музея Рериха в Нью-Йорке), прежние руководители и нынешние, могут быть замечательными администраторами и способствовать тиражированию и распространению книг Учения, популяризировать искусство и культурные инициативы Рериха. Это также важный и нужный вклад в дело. Но они в большинстве своём, насколько известно, – не агни-йоги, они не занимаются, что называется, организацией Агни Йоги. Это непонимание, что такое йога, отсутствие личного «образования» и опыта в йогической практике у лидеров рериховских центров, выходит для рериховского сообщества боком. Никто из таких лидеров РД никогда ни о чём подобном в части йогического личного опыта публично или письменно не высказывался, как правило, даже наоборот, часто выступали – против йоги, выступали за осуждения и запреты. Вероятно, относя название Учения «Агни Йога» к аллегории и иносказанию, что впоследствии было якобы замещено более социально адаптированным названием – «Живая Этика». Для кого же тогда даны 14 книг основного корпуса Агни Йоги?
Музей Рериха в Нью-Йорке, возглавлявшийся Зинаидой Фосдик, никогда не являлся олицетворением самой по себе Агни Йоги или духовного средоточия, духовного делания. О чём идёт речь?
Музей Рериха в Нью-Йорке – это не Ашрам в подлинном значении этого слова. Послевоенный Музей Рериха в Нью-Йорке выполнял другую миссию, в том числе наиважнейшую миссию по изданию и распространению книг Учения, по месту консолидации сторонников Учения, по поддержке таких сторонников по всему миру. Это было огромное, благодатное, востребованное дело, своего рода Маяк для ищущих посреди бушующего океана утратившей равновесие цивилизации. Но Ашрамом Владыка во времена Рерихов называл лишь сообщество обитателей усадьбы Рерихов в Наггаре.
К сожалению, такого рода заявлениями о доминанте в деле Учения Культуры, о её приоритете и чуть ли не о единственном предназначении в этом Агни Йоги, сторонники культурологического направления в РД подменяют приоритеты, смешивают приоритет духовного с мирским и тем уводят последователей Владыки и Учения с генерального, духовного направления, уводят к обычной светской деятельности и традиционно светским мирским целям.
Как известно, культура и поклонение культуре, или интерес к культуре существовали в развитом виде уже со времён Античности. В таком случае причём здесь особенность нашей Эпохи, названной Эпохой Огня, когда Учение Вед, данное для Пятой, нынешней Расы, заменяется на Агни Йогу, предназначенную для подступающей Шестой Расы? Для чего даны особые средства Агни Йоги, отличающие её от прежних Йог, но синтетически вбирающие их лучшие и сильные стороны? Зачем столь громкое название для Учения, как Агни Йога? Неужели для распространения и защиты Культуры?
В истории известно, как буддистские сангхи (общины), чтобы закрепиться на новых территориях, в частности в Тибете, взяли на себя обучение (школьное образование) и врачевание, большинству населения на новых территориях недоступные. Буддизм благодаря такому средству, такому инструменту постепенно вошёл в то архаичное общество и охватил всё население. Но было бы странным, если бы смысл и цели буддизма, завещанные Гаутамой Буддой, свелись бы к «начальному школьному образованию» и «медицине». Аналогично известна практика в христианстве касательно помощи больным, уходу за беспомощными, поддержке оказавшихся в тюрьме или в иных трудных для человека условиях, граничащих с отчаянием. В полном соответствии с заповедью Евангелия о «возлюби ближнего». Для государства выгодна такая забота Церкви о социально неблагополучных сферах общества и сограждан. Но такое делание, хотя и в соответствии с Евангелием, тем не менее никогда не объявлялось в Церкви – главной целью Церкви и христианского вероучения.
А у ряда последователей Рериха с таким тактическим и локальным средством, как «Культура», так и произошло – Культура оказалась объявлена целью или приоритетом всего Рериховского движения, ибо этим занимался Рерих. Но в таком случае, в конкретике содержания данной миссии, движение последователей Рериха, фокусирующееся в первую очередь на Культуре, оказывается не более, чем волонтёрским проектом на поприще Культуры, оказывается культурологическим проектом, параллельно сосуществующим с деятельностью Министерства культуры и комитетов и комиссий ЮНЕСКО при ООН. Агни Йога, всё же, это заметно иное. А в делах Министерства культуры и комиссий ООН активно принимают участие и христианские, и буддистские, и прочие религиозные конфессии. Сегодня культурой занимаются все развитые страны. Можно всегда говорить о качестве, о недостатках или недостаточности такой деятельности, но агитировать сегодня мир и правительства стран за ценности культуры – это как ломиться в открытую дверь. Культура и культурные ценности уже к середине двадцатого века стали антикварным и инвестиционным приоритетом, показателем национальной заботы правительств и элементом престижа.
Если Рерих начинал свою культурологическую деятельность, когда такое отношение к Культуре на международном и государственном уровне было только в зачатке, то в наше время значение Культуры давно стало – общепризнанным. Странно было бы при таком положении вещей вменять сегодня и на будущее дело Культуры – главным приоритетом Учения и последователей Агни Йоги, то есть то, чем Рерих, будучи одним из пионеров, занимался в 1920-е и 1930-е годы прошлого столетия.
Другое дело, что Учение показывает исключительную важность Культуры для духовного совершенствования и преображения. Но важность именно в правильном личном йогическом и духовном восприятии Культуры, а не в том, чтобы последователи Агни Йоги взяли за основу своего подвижничества деятельность, которой государство занимается в лице Министерства культуры и профильных комитетов.
Культура – не самоцель столь всеобъемлющего Учения, как Агни Йога. В отдельном случае, в локальном приложении культурного наследия Рерихов, это цель нынешних Музеев Рериха и некоторых Центров Рериха, но не всего рериховского, или агни-йогического, движения.
Главное назначение всех Учений, включая Агни Йогу, данных в своё время Великим Владыкой человечеству – это возвращение к подлинному, достойному предназначению ЧЕЛОВЕКА. Который, как сказано, создан по Образу и Подобию. Или как во многих вероучениях эта цель названа – Спасение и Освобождение.
Но для ряда администраторов в РД, с постсоветским образом мышления, не имевших практики обучения в Ашрамах, нет иного понятного для них кредо, как «пропагандировать» и «защищать» культуру, как Рерих. В лучшем случае – попутно издавать и распространять книги Учения, что, впрочем, уже прямо соответствует миссии последователей Учения.
Для такого рода организаторов и менеджеров в РД вопрос о том, что делать в порядке «Ашрамов» – духовный тапас, служение Высшему, врачевание заблудших, союз духовно-родственных, внутреннее и внешнее послушание (в христианском смысле этого делания), высветление пространства Светом – ответ на данный вопрос им не известен. В церкви священники такому обучаются на примере преемственности действующих храмов, отчасти в Духовной семинарии. В индийских Ашрамах с богатой исторической традицией Ашрамов, с практикой действующих Ашрамов, направляют ученика из одного Ашрама для обучения в другой, от одного Учителя к другому. В РД, у последователей Агни Йоги, к сожалению, таких примеров и образовательных Учреждений пока в доступной известности нет.
Ни один из известных лидеров среди ранних последователей Агни Йоги никогда деятельностью Ашрамов или организацией коллективной практики Агни Йоги, или личной практикой, строго говоря, не занимался. За исключением самой Елены Ивановны. Иные примеры того времени не известны. Ни сотрудники старших Рерихов (Фосдик, Кэмпбелл, Гизела Ингеборг, Рудзитис), ни впоследствии Беликов, Шапошникова, Спирина и др. фактически Агни Йогой в этом её специализированном значении не занимались. Аналогично Рерих и сыновья. Хотя в Латвийском центре до и во время Рудзитиса такие попытки были, но не было соответствующих живых наставников.
У всех вышеназванных, всё же, была иная миссия, иное задание и призвание. По сути, ещё не пришло тогда время для непосредственно Агни Йоги, задача у первопроходцев была иная – содействие Агни Йоге на той ранней её стадии, создание заделов и условий, выживание небольших групп и сообществ, притянувшихся к Учению. А не организация в полномерном смысле освоения Агни Йоги как йогической практики.
Единственным исключением в деле йоги и Ашрамов среди известных последователей Агни Йоги отчасти можно назвать Ашрам, организованный Валентиной Дутко в США в 1960-е. Но Ашрам Валентины Дутко, из того немногого, что о нём известно, не выступал проводником Агни Йоги в порядке подразумеваемой преемственности от движений Теософии и Агни Йоги. Дутко избрала себе земного учителя, индийского йога Свами Шивананду (установила с ним переписку), вступила в монашеский орден и получила новое имя Шивананда-Валентина, пыталась осуществить синтез йог – Агни Йоги с классическими системами индийской философии и йоги, энергетических практик йоги с танцем и искусством. Возможно, она осуществляла некую особую миссию, нам не известную, но в качестве примера для последователей Агни Йоги история Ашрама Дутко явно мало пригодна.
В современном же постсоветском периоде исключением, вероятно, являются общества последователей Агни Йоги, возникавшие до 2000-х годов, т.е. на волне Перестройки, в том числе в Новосибирске и Москве.
В частности, общество «Беловодье» в Москве, возникшее в начале 1990-х и действовавшее в жанре «клуба эзотерики» и «школы Агни Йоги», с курсом очного и заочного обучения, и в тесной связи с группой Ю.М.Ключникова из Новосибирска (с походами на Белуху и в Индию).
«Беловодье» в своём организационном устройстве имело разумное разделение между двумя его лидерами: духовным предводителем общества и организационно-исполнительным лидером общества. Свою деятельность «Беловодье» фактически закончило в первые годы 2000-х, но через общество за примерно пятнадцать лет активного существования очно прошло около трёх тысяч человек. Издательством «Беловодье» при активном участии членов общества было издано множество книг по эзотерической и агни-йогической тематике, в том числе двухтомник Агни Йоги (1999, 2001) и трёхтомник «Симфония Агни Йоги» (комментарии к Учению).
Несмотря на завершение активной деятельности большинства подобных центров к 2010-му, примеры таких групп и обществ дали и дают свои положительные результаты. Пространственно и кармически они проторивают первые тропы, по которым со временем устремятся тысячи и миллионы – передовой отряд последователей Агни Йоги.
Движение Агни Йоги должно само обрести и накопить опыт Агни Йоги, сформировать плеяду преподавателей и наставников, чтобы понести Учение и практику Агни Йоги – широко в жизнь.
А великая Культура – будет замечательным подспорьем для возжения и питания духа восходящего агни-йога. Ибо лучшие творения Культуры, как утверждает Учение – это также проявление Огня.