С.Рерих в Болгарии

ВСТРЕЧИ СО СВЕТОМ
(Воспоминания Георгия Верлинкова о встречах 
со Святославом Рерихом и Девикой Рани)

В начале 1978 года, в связи с предстоящим празднованием 1300-летия создания Болгарского государства на Балканском полуострове, начала исполняться специально разработанная Комитетом культуры Программа гармоничного развития личности. Она предполагала раскрытие творческого пути и деятельности отдельных всесторонне развитых личностей, вышедших за границы стран, народов и эпох, и ставших принадлежностью всего человечества. 

В конце 1977 года руководство Комитета решило, что программа начнётся с представления художника, философа и учёного Николая Константиновича Рериха — универсальной современной личности, который жил и творил в XX в. Важным аргументом было то, что через популяризацию его творческого пути будет показано, что и в современных условиях человеку возможно достичь творческого прозрения и собственной реализации, утверждая исконные стремления человечества к духовным высотам и взаимодействие во имя мира и человеческого прогресса. 

Были проведены изыскания для возможности представить в Болгарии основные творения Н. К. Рериха — известно, что его формирование как универсальной личности началось в России и продолжилось в Европе, США и Индии; он является неистощимым талантом — им создано более 7000 художественных произведений, ставших достоянием почти всего мира; его Пакт Мира и Знамя Мира легли в основу международных документов по защите культурных памятников Земли во время войны. 

Так в начале 1978 года в результате переговоров между музеями и галереями Советского союза, Соединенных штатов Америки — Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, и Индии была достигнута договорённость об участии в болгарской выставке 87 произведений художника. В процессе подготовки выяснилось, что в Индии живёт последний из семьи Рерихов — Святослав Рерих, который любезно готов предоставить из собственной коллекции 132 картины отца и , таким образом, общее количество работ для выставки составит 219 полотен. 

В то время я отвечал за важное направление -"Распространение культурных ценностей" в Государственном объединении «Изобразительные искусства, культурное наследие и библиотечное дело», которое обеспечивало выставочную деятельность у нас в стране и за рубежом, научные симпозиумы, конгрессы и конференции. Мне и Стефану Пейкову, заведующему направлением «Оперативный анализ и обслуживание управления культурой» выпала честь и обязанность получить коллекцию картин Н. К. Рериха, являющуюся собственностью Святослава Рериха. На специальном транспортном самолете БГА (Болгарской гражданской авиации) мы полетели по маршруту София – Бомбей – Бангалор, где я должен был представить официальные бумаги для получения определённых работ для выставки. Я имел и специальное письмо от имени Людмилы Живковой, в то время председателя Комитета культуры, в котором она выражала благодарность за предоставленную возможность, а также гарантии, что наша страна приложит все усилия для бережного сохранения и демонстрации коллекции перед болгарской общественностью. От болгарского посольства в Индии присутствовал директор Болгарского культурно-информационного центра в Дели — Морфи Скарлатов. Он и его коллеги из Центра выполнили огромную часть предварительной работы по подготовке коллекции к передаче. 

Как и полагается при прибытии дорогих гостей — мы были встречены и наряжены традиционными индийскими гирляндами из цветов. Я с удивлением узнал, что это был первый болгарский самолёт, который приземлился в Бангалоре. Среди встречавших была и супруга Святослава Рериха, известная индийская кинозвезда Девика Рани Рерих, которая оставила свою успешную карьеру, чтобы присоединиться к семье Рерихов. Уже от первого соприкосновения с этими исключительными людьми я почувствовал их величие, силу, и проницательность. Они излучали интеллигентность и особенное обаяние, перед которым человек не мог устоять. Испытующий взгляд Святослава Рериха был такой, что проникал без всяких усилий в моё сознание и искал ответа на вопрос об истинных намерениях и возможностях осуществления этого начинания. После обмена документами — наших гарантий и документации о предоставлении коллекции со стороны собственника, мы были приглашены к участию в специальной пресс-конференции на которой изложили цели и задачи Программы гармоничного развития личности и рассказали о мероприятиях, которые будут сопровождать выставку Николая Константиновича Рериха: научный коллоквиум с участием специалистов со всего мира, поэтапная демонстрация части его работ в наиболее крупных городах страны, специально изданные его книги и книги о нём, и не на последнем месте — проведение мероприятий на международном уровне. Святослав Рерих со своей стороны известил присутствующих журналистов, что с удовольствием принял приглашение одновременно с демонстрацией произведений его великого отца, представить и свои собственные художественные творения, для чего он предоставляет Болгарии 168 картин. 

Так 28 марта 1978 года в выставочных залах Союза болгарских художников была открыта выставка Николая Рериха, в то время самая крупная выставка его работ в мире, раскрывающая творчество всемирно известного художника и мыслителя. На открытии выставки присутствовали государственные руководители, дипломаты и граждане со всей страны. Удивительные композиции, цветовая феерия пейзажей Гималаев просто захватывали дух у публики. От картин струились сила и красота, глубокое прозрение и радость от встречи с природой. Загадочные символы и знаки напоминали о быстротечности человеческого пребывания на земле и о стремлении человека найти космическое начало в своем существовании. Искусство, с которым болгарская публика не встречалась до того… 

Несколькими днями позже, 4 апреля 1978 года, в залах Национальной художественной галереи была открыта и выставка работ Святослава Николаевича Рериха. В торжественной обстановке, при большом количестве людей и высокопоставленных лиц, были показаны пейзажи, портреты и композиции, отражающие необыкновенную красоту природы Индии. 

При подготовке выставки и в последующем пребывании Святослава Рериха и его супруги Девики Рани Рерих в разных местах Болгарии, я в качестве их официального сопровождающего, имел невероятный шанс общаться с ними в непринуждённой обстановке. Памятными останутся точная оценка людей, с которыми они встречались, широта взглядов и спокойное восприятие чужого мнения, отличающегося от их собственного. Последовательность, с которой говорилось о необходимости познавать прекрасное и необходимости вносить его в каждодневную человеческую деятельность. Изумительной была их способность концентрироваться и без видимого усилия давать оценку событиям и фактам. Наиболее меня впечатлило их искреннее восприятие окружающей природы, общение с детьми и их достойное поведение на официальных встречах. Кроме Софии, они побывали в Велико-Тырново, Габрово — в Музее юмора и сатиры, у памятника на Шипке и в церкви с. Шипка, Казанлыке — в Музее розы, Рильском монастыре. В поездках посещали выставки и мастерские, знакомились с известными болгарскими художниками. Во время их визита я имел удовольствие пригласить их и в мою мастерскую, где выполнил с натуры их скульптурные портреты, вначале Девики Рани, а после и Святослава Николаевича. 

В скором времени, в октябре–ноябре 1978 года, я во второй раз посетил Индию и имел возможность гостить в доме Святослава и Девики Рерихов в Бангалоре в их имении Татагуни. Незабываемыми останутся дни общения с искусством Святослава Николаевича, долгие дни и вечера в его мастерской, переходящие в разговоры об индийском искусстве, о влиянии семейной и окружающей обстановки на формирование индивида, подкреплённые примерами их семейства. Волнующими были дни, когда мы посетили, строящийся в то время арт-комплекс «Читракала Паришадх», чьим основным спонсором был Святослав Рерих. Кроме того, достаточно часто мы говорили о сходствах и различиях в европейском и индийском искусстве, мой собеседник развивал тему о преемственности в ракурсе прошлое-настоящее-будущее, основу и нашей программы празднования 1300-летия Болгарии. В подкрепление разговора о важном значении синтеза в индийском искусстве, а точнее в архитектуре и скульптуре 12–13 вв., Рерих предложил мне посетить и познакомиться с несколькими из наиболее известных памятников, находящихся в штате Карнатака. Я был поражён и очарован величием этих монументов, гением знаменитых и безымянных скульпторов и архитекторов, оставивших человечеству неоценимое художественное наследство, оставивших будущим поколениям пантеон индийских богов, изображения мифов и легенд индийского народа, запечатлённых в камне. 
Источник: Святослав Рерих в болгарии, вып. 1. сост. А.П. Соболев., СПб, 2014, с.5-13
© Исследовательский Фонд Рерихов
© Фото из архива Г. Верлинкова

Comments