India


Творчество и жизнь Николая Константиновича Рериха (так же, как и все его семьи) неразрывно связано с Индией, с великой тысячелетней индийской Культурой. Н.К.Рерих писал в 1917 году:

    «Делаю земной поклон учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием. Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве всё зло, рождённое человекоубийством и грабежом последних лет»

INDIA

INDIA      "Diary Leaves" by Nicholas Roerich (1937)
During the days of the present Armageddon, I have been asked to send my message to several art exhibitions in India. My message was: “Art should be protected by all means. Armageddon is roaring. Art and Knowledge are the cornerstones of Evolution. Art and Science are needed always; but in our days of Armageddon, they must be especially guarded by all the powers of our hearts. It is a great mistake to think that during troubled times culture can be disregarded. On the contrary, the need of culture is especially felt in times of war and human misunderstandings. Outside of Art, Religion is inaccessible; outside of Art, the spirit of Nationality is lost; outside of Art, Science is dark. This is not a utopia. The history of humanity gives innumerable examples of Art being a great beacon of light in times of calamity. Scientists assert that color and sound are a panacea. By beauty and harmony even wild beasts were tamed. Let the sacred flute of Sri Krishna resound again. Let us visualize that peace in which the majestic frescoes of Ajanta were created. In times of war, let us think of future peace, affirmed by creativeness, labor, and beauty.

“Traveling through blessed India we once passed along a road in the shadow of mighty chinars. Our guide told us: ‘The great emperor Akbar thought of the future travelers who will be sheltered by these beautiful trees. He looked into the future.’ ‘To regard the beautiful means to improve,’’ said Plato. ‘Man becomes that of which he thinks,’ preordained the Upanishads.

“A renaissance of art is the evidence of the renaissance of a nation. In a declining country, art becomes only an abstract luxury. But when a country is in its full progress, art becomes the real motive power of its people. Let us imagine the history of humanity without the treasure of beauty. We will then readily realize that the epochs are left meaningless, denuded of their soul. Without a manifestation of the spirit of the beautiful, we shall remain amid the ugliness of death. And when we proclaim that beauty–art is life–we speak about the coming evolution of beauty. Everything accomplished for art is an attainment for evolution. Every coworker in this field is already a hero.

It is a great praise to this country that the roll of its creative workers cannot be expressed in one list but merits an entire great series, even with the briefest appreciation. We are happy to feel what a vast material is before us, and what a joy it is to show to the young generation the brilliant legion that has constructed the most beautiful achievements. Wherever art and knowledge flourish, we may be enthusiasts. And in this joyful enthusiasm we may greet the true creative forces of the nation. An exhibition is not only a monument to the creator, the worker, but it is the best evocation for the youth to come. I am happy to greet the brilliant artists, to hail the essence of beautiful creative thought, and to salute the young generation to which this creative thought brings its coming happiness.”

O Bharata, all-beautiful, let me send thee my heartfelt admiration for all the greatness and inspiration that fill thy ancient cities and temples, thy meadows, thy deobans, thy sacred rivers and the Himalayas.



В "Листах Дневника" читаем:

Индия

От самого детства наметилась связь с Индией. Наше имение «Извара» было признано Тагором как слово санскритское. По соседству от нас во времена екатерининские жил какой-то индусский раджа, и до последнего времени оставались следы монгольского парка. Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая мое внимание. Только впоследствии из книги Брайана Ходсона я узнал, что это была знаменитая Канченденга. Дядя Елены Ивановны в середине прошлого столетия отправился в Индию, затем он появился в прекрасном раджпутанском костюме на придворном балу в Питере и опять уехал в Индию. С тех пор о нем не слыхали. Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии. «Девассари», «Лакшми» (в «Весах»), «Индийский путь» (по поводу поездки Голубева), «Граница царства», «Кришна», «Сны Индии» - все это было написано еще до поездки в Индию, так же, как «Гайатри» и «Города пустынные». С 1923 года мы были уже в Индии, и с тех пор все познание Индии, любовь к ней и многие дружеские отношения возросли. Еще в 1920 году в Лондоне нас посетил Рабиндранат Тагор и звал в Индию. После этого в «Модерн ревью» в Калькутте появилась большая статья о моем искусстве. Это было как бы введением в Индию. Елена Ивановна уже давно знала книги Рамакришны и Вивекананды и любила их.

С 1923 года мы объехали главные достопримечательности Индии, начиная с Элефанты, Агры, Фатехпур Сикри, Бенареса, Сарнатха, побывали в ашрамах Рамакришны, в Адьяре, в Мадуре, на Цейлоне и всюду нашли сердечное, приветливое отношение. Установились связи пе только с семьей Тагора, но и со многими представителями философской мысли Индии - Свами Рамдас, Шри Васвани, Свами Омкар, Свами Джаганишварананда, Шри Свами Садананд Сарасвати. Сблизились с Джагадиш Боше, завязались переписки с Анагарикой Дхармапалой, с Рамананда Чаттерджи, с Сунити Кумар Чаттерджи, с Раманом. Скрепилась дружба с художниками Асит Кумар Халдар, Бирешвар Сен, с художественными писателями Ганголи, Мехта, Басу, Тандан, Баттачария, Чатурведи, Равал, Кунчитапатам, Тампи, Сиривардхана... Боше институт, Королевское азиатское общество, Маха-Бодхи, Нагари Прачарини Сабха, Индийское общество восточных искусств избрали почетным или пожизненным членом. По предложению Рай Кришнадаса устроили отдельный зал, а затем Траванкорское правительство при содействии Дж. Кезанса приобрело целую группу картин для своей государственной галереи Шри Читралайям, и в других махараджествах Индии предложения устроить выставки. Гайдерабад, Майсор... Трогательно было получать с разных концов Индии просьбы прислать напутственно-приветственные статьи индусским организациям: конгресс Махасабха, федерация студентов в Дели, бойскауты, Махабодхи, Стра-Дхарма, Школа Миры... Предисловия к книгам - Фахтуллахан, Тежа Сингх, Моханлал Кашиап, Бхану Синг, Гупта... Не забуду встречи со «строителем нового Карачи» Джам-шед Нуссерванджи. Индия радушно приняла наш институт.

Сердечный привет Индии.

Н.К.Рерих (1937)



Comments